Красная Горка Как и все праздники древнего народного календаря, Красная Горка был праздник, проводившийся в одно и то же время из года в год. В наших краях это была середина апреля, время возвращения перелётных птиц. С введением христианского лунного календаря Красная Горка была прочно привязана к Православной Пасхе (хотя в волочёбных песнях никогда не поётся о Пасхе, а всегда лишь о празднике Воскресения, ибо “Пасха” — термин иудейский, “Воскресение” — древнерусский, дающий совершенно иное представление о данном центральном событии христианства). Таким образом, Красная Горка начинается в первое воскресение после Светлой седмицы и празднуется целую неделю. Праздник начинался обычно со сбора участников у подножия холма, горы или какого-то возвышенного места. “Старец горы” звал всех на праздник подняться на гору и начать “водить горку”. С песней все шли на самую вершину горы, где закликали Солнце-Ярило, Весну-Красну, жаворонков и всех перелётных птиц. Затем начинались обрядовые хороводы: “круговой” — на зарождение хлеба-жита, “столбы” — на дружную жизнь общины, “стенки” — на весенние свадьбы, “квадраты” — на лён. Катали расписанные крашеные яйца. Яйцо – образ зарождения вселенной. Игр было множество. Весенние песенные начинали с горелок. Потом играли в слона, чехарду, ручеёк, переходили к хороводным играм. Бежали на разукрашенные качели. Качались и пели лельные песни: Лели-ё, Лёли-ё Как на горке На горушке лёли-ё! Лели-ё, Лели-ё Там горят о! Огонёчки, Лели-ё! Садились за трапезу хоромой (кругом), если было тепло или в “дедушкином сарае”, если было холодно. В глубокой древности трапеза была растительно-молочной, позже стали употреблять мясо (сначала диких, потом домашних животных). Разводили первый весенний костёр, вокруг которого водили весенние хороводы: Весна-Красна, тёплое летико! Ай лю-ли, лю-ли, тёплое летико. На чём приехала к нам Весна-Красна? А я приехала к вам на сошечке, Я на сошечке, на боронушке! Во вторник празднуется Радоница — день поминовения родных и близких родственников. В среду — праздник молодожёнов — Вьюн и Вьюница. Наконец в Навий четверг в основном девушки ходили на Девичью горку и кликали навиев. В Средние века на Руси утвердилось представление о навиях как о злокозненных духах, чуть ли не упырях. Однако более древнее представление даёт нам образ первопредков, тела которых после земной кончины ещё не хоронились в землю или под порог дома или сжигались, но уносились реками в безбрежное море (корень “мор” позволяет отнести море к первому царству мертвых). Души же их из светлого Ирия смотрят на нас в дни праздников древних, где почитаются пращуры наши. Не одиноко им на том, верхнем свете: ведь там и Божества, и Берегини, и все священные животные и растения и сама Триглава — Пресвятая Троица. Но взглянуть на потомков хочется, а птицы — вестники о просьбах наших им сообщат. Такой собор всего живого просветлённого и нашего земного стремящегося к свету и божественного и есть Светлая Русь. Такова поминальная и жизнеутверждающая неделя на Красной Горке. По материалам газеты Венедов "ЯРЬ"
|